Экзистенциальная терапия является одним из направлений в области современной психотерапии. Данный вид психотерапии занимается решением фундаментальных проблемам жизни человека. «Экзистенция» — значит бытие, сущность, существование.
Этот вид психологической помощи представляет собой систему психотерапевтических подходов, обеспечивающую свободное развитие личности, помогающую человеку разобраться лучше в его жизни, при этом осознав ответственность за собственную жизнь, заглянув в свой внутренний мир, оценив свои реальные возможности и пределы данных возможностей и сделав осознанный выбор собственного жизненного пути.
Основные цели экзистенциальной психотерапии заключаются в проработке базовых элементов человеческой жизни: свободе, ответственности, любви, вере, смерти, одиночеству, отношения с остальными людьми.
Наш экзистенциальный психотерапевт высшей категории Иванов помогает пациентам разобраться в проблеме смерти и жизни, отыскать смысл жизни, получить веру в себя, ощутить и развить свой внутренний мир, преодолеть страх смерти, научиться сохранять собственную независимость, взаимодействуя при этом с окружающими на равных.
Научный подход к проблемам в жизни
Экзистенциальная терапия не ставят своей целью изменить человека или перестроить его личность. Задачей психотерапевтической помощи в нашей клинике выступает оказание помощи человеку, которая позволяет справиться ему с жизненными проблемами, научиться понимать и воспринимать жизнь именно такой, какая она действительно есть, со всеми ее трудностями и парадоксами.
Когда человек начинает видеть жизнь в настоящем, а не искаженном свете, его покидают иллюзии, он начинает осознавать собственное призвание, видеть жизненные цели, ощущать себя свободным и при этом ответственным за свой выбор и свою свободу.
Таким образом, наш психотерапевт не только излечивает пациента, но и помогает ему создать дисциплину в жизни. Пройдя курс такого лечения, человек начинает лучше осознавать себя как личность, открывать для себя новые горизонты и новые возможности, у него жизнь становится более полной и гармоничной.
Экзистенциальная психотерапия и логотерапия: найти свой путь
«Клиентка 32 лет пришла с запросом на принятие решения — сохранить или прервать случайную беременность. Это ее первая беременность, она считает себя чайлдфри, никогда не хотела и не хочет детей, муж (7 лет в браке) всегда ее в этом поддерживал. Клиентка собралась идти на прерывание, но муж «неожиданно предложил подумать, и, может быть, оставить». Клиентка растерялась, испугалась, расстроилась, стала расспрашивать мужа, почему ему пришла в голову эта идея. Муж признался, что «всегда хотел ребенка, но не хотел ее расстраивать, поэтому поддерживал позицию чайлдфри». Женщина была ошеломлена. Муж предложил «подумать, почему ей так не хочется иметь детей, может быть,с этим связана какая-нибудь травма». Клиентка начала сомневаться и не смогла принять решение. Она пришла на 7 неделе, у нас было немного времени для принятия решения: произвести вмешательство можно до 12 недели.
Эмоциональный контакт и доверие между нами сразу установились, что было благоприятной почвой для работы. Мы провели 8 встреч, по две встречи в неделю. Так как эмоционально клиентка была очень взвинчена, мы решили сразу структурировать ее переживания с помощью некоторых техник. Например, мы составляли таблички. В одной графе она писала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу…» В другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу…». В каждой графе нужно было написать не меньше пяти позиций.
Неожиданным ответом для самой клиентки было совпадение одной из позиций в обеих графах. Она написала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что перестану жить для себя». И в другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что не смогу забыть о том, что однажды была матерью 10 недель». Я спросила, считает ли она уже сейчас себя матерью. Она ответила, что да, и что это ужасно, потому что она плохая мать, которая раздумывает, не прервать ли жизнь ребенка. Из этой ситуации нет выхода, так как она будет плохой матерью в любом случае — если прервет жизнь ребенка и если родит ребенка. Я спросила, значит ли это, что ей важно было бы стать хорошей матерью. Она ответила, что «конечно, да». Я спросила, значит ли это, что она была бы готова что-то сделать для того, чтобы добиться положительного результата. Клиентка растерянно посмотрела на меня и сказала: «Но ведь тогда я похороню свою жизнь». Я сказала: «Это звучит так, как будто бы нам с вами сейчас непременно нужно кого-то похоронить: или вас, или вашего ребенка. Как будто вы не можете жить оба одновременно — только один из вас за счет другого». Клиентка заплакала и плакала несколько минут, в течение которых я молчала, чтобы не мешать ей. Затем она сказала: «Моя мать всю жизнь говорит, что ее жизнь закончилась с рождением меня, и она жалеет, что не сделала аборт». Я осторожно сказала: «Это выглядит так, как если бы ваш аборт стал подарком для вашей матери… Как будто бы вы решили переписать ее историю, подарив ей утраченную возможность прервать беременность. Смотри, мама, — как будто бы говорите вы, — я делаю это для тебя, я поняла, как нужно, я хорошая дочь, ты ведь похвалишь меня за это решение, ты больше не будешь жалеть, что родила меня?» Клиентка снова заплакала и проплакала до конца сессии. Это был переломный момент терапии. На следующей встрече она открывала для себя возможность не хоронить никого и позволить жить обоим — себе и своему младенцу. Она также прощалась с иллюзией быть хорошей девочкой для своей мамы и отвоевывала право прожить свое собственное материнство, используя технику пустого кресла: она представляла в нем свою мать и разговаривала с ней».
Показания к экзистенциальной психотерапии
Методики экзистенциальной терапии, используемые специалистами нашей клиники, помогают пациенту справляться с самыми сложными, а порой даже тупиковыми ситуациями в жизни:
- страхи;
- одиночество;
- депрессии;
- навязчивые мысли и идеи;
- различные зависимости;
- трудоголизм.
Консультации нашего психотерапевта высшей категории Иванова эффективно помогает справиться с:
- тревогами и фобиями;
- горем;
- утратой близкого человека;
- суицидальным поведением;
- душевной опустошенностью;
- с утратой жизненных ориентиров и смысла жизни;
- с кризисами и неудачами, в том числе и с возрастными кризисами (кризис среднего возраста и прочее);
- семейными конфликтами;
- разводом;
- конфликтами на работе.
Помощь специалиста будет чрезвычайно полезна, когда у человека диагностирован неизлечимый недуг, а также при наличии серьезных травмах, вызвавших потерю трудоспособности или инвалидность. В развитых западных странах данный вид психологического консультирования стал уже давно неотъемлемым компонентом жизни современного человека, так как профессиональные психотерапевты и психологи оказывают реальную незаменимую помощь в сложной или практически безнадежной ситуации.
Утрата смысла жизни
Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте – либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.
Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления – важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.
И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, — проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением – мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.
Цели экзистенциальной терапии
Основная цель экзистенциальной терапии заключается в том, чтобы помочь человеку полностью осознать себя в качестве личности, увидеть множество новых жизненных перспектив, понять смысл действительной и будущей жизни.
Наш психотерапевт ставит перед собой задачу помочь пациенту обрести смысл жизни, обучает его ответственности за собственную жизнь, а также за жизнь прочих людей, развивает у него способность лучше ориентироваться в обыденной жизни, учит использовать свою свободу выбора, принимая на себя ответственность за данный выбор, а также его последствия.
Экзистенциальный психотерапевт помогает человеку реализовать свои возможности по максимуму, осуществить собственный собственный выбор и прийти к нормальному осмысленному, полноценному и насыщенному существованию.
Подобные методы в нашей клинике успешно используются для улучшения качества жизни не только людей, имеющих психологические или ментальные проблемы. Они являются очень эффективными также и для абсолютно здоровых людей, которые оказались в непростой жизненной ситуации.
Помните: чем быстрее вы обратитесь за профессиональной психологической помощью, тем быстрее сможете найти выход из сложившегося кризиса и проще пережить неприятности.
Записаться на приём психотерапевта можно по телефону (812) 407-24-26
Терапия страха смерти
Этот базовый страх присущ любому биологическому существу – хотя бы на уровне инстинктов. В экзистенциальной терапии все начинается с его признания и принятия неизбежности факта своей смерти.
В этом смысле эффективно прочерчивание линии жизни и определение своего актуального отрезка на данный момент, детальное представление своей смерти с созданием некролога или надписи на могиле (иногда эти надписи можно сделать намеренно парадоксальными).
Дает свой эффект групповая терапия в составе из здоровых и больных либо в группах однородного типа (например, онкопациенты, как это описано у И. Ялома).
Важным выводом из исследований И. Ялома, опросившего десятки обреченных на смерть людей, стало понимание, что смерти меньше боятся те, кто активно, разнообразно, в полную силу прожил свою жизнь. Люди, мало позволявшие себе, отказывавшие себе в осуществлении своих больших и малых желаний, боятся смерти больше – по сути, страх смерти означает сожаление о непрожитой жизни. Следовательно, важным моментом терапии будет осознание того, что именно сейчас придает человеку силу жить, вызывает у него искреннюю радость – и выстраивание своей жизни с тем, чтобы этому обязательно находилось место.
Хорошо себя зарекомендовала техника, связанная со снижением восприимчивости к смерти (десенсибилизация) – частое проговаривание, представление, репетиция собственной смерти.
Примечания[ | ]
- ↑ 12345678910 Existential therapy: An introduction
- Элленберг Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология. Экзистенция / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Прессэ, 2001. — С. 231.
- Rockville (MD): Substance Abuse and Mental Health Services Administration (US); 1999.
- Existential Therapy: Definition & Key Concepts
- Андрюшин В. В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве // hpsy.ru, 21.08.2006.
Введение.
Социальные отношения в российском обществе меняются быстрее, чем культурные стереотипы отдельной личности и, тем более, ее подсознание и рефлексии. Большинство людей уже готовы принять то, что общество не так предсказуемо и виновато в их проблемах, как раньше, в 70-е или 80-е годы. Работа психолога с клиентом часто затруднена потому, что психолог не может доказать клиенту неповторимые особенности его, клиента, личности. Еще труднее психологу доказать личности с традиционным менталитетом то, что воспринимаемая картина окружающего мира зависит от ее собственных, внутренних проблем и воображения. Страдающий, нуждающийся в помощи психолога человек обычно упорствует в том, что окружающая среда, заполненная людьми, вещами, событиями, фатальна и им не управляется. Психологу в таком случае необходимо доказывать то, что воображаемый мир и реальный для большинства людей — это одно и то же. Это одна из важных проблем современной российской психотерапии и психодиагностики. Коротко говоря, в российском обыденном сознании отсутствуют традиции воспринимать человеческую личность, как феноменологическое пространство, не менее сложное, чем реальность окружающего мира. С другой стороны, российская психотерапия остается во многом материалистической. Однажды автор данной работы использовал в разговоре с коллегами выражение «локализация психики». Несколько психологов отнеслись к этому словосочетанию отрицательно, так как оно прозвучало для них материалистически, и было оценено в новых идеологических реалиях негативно. На самом деле, автор имел в виду систему координат личности, не имеющую к «материальному» никакого отношения.