Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект
– это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров
:
- Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
- Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
- Сознание;
- Память.
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Диагностика умственных способностей
Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:
- Обучаемость (способность усваивать новые знания).
- Ителлект (способность применять знания на практике).
- Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).
Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.
С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений. Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них. Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.
На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э. Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию. За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.
В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.
По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей. Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности. Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.
На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине). Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты. Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.
Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.
- Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
- Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.
Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни. Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д. Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.
Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Тренировать мозг онлайн с помощью специальных игр, тренажеров и упражнений, Вы можете ежедневно занимаясь на нашем сайте.
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Интеллектуальность Интеллектуал Интеллектуальный
Интеллектуальность как качество личности – способность координировать, накапливать знание, помогать обретать его людям, сделать развитие разума основным жизненным приоритетом.
Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».
Если общественное устройство представить в виде пирамиды, то интеллектуальность будет ее вершиной. Интеллектуалы помогают людям обретать знание. Это голова общества. Обновляя самих себя, постоянно находясь в развитии, в стремлении к новому знанию, истине, они становятся учителями, наставниками общества.
В древности во многих духовных традициях деление людей осуществлялось по их интеллектуальным, психофизическим склонностям, то есть классификация была природно-естественной. На базе этого естественного деления людей по качествам в обществе существовали четыре различных сословия. Первое сословие — это сословие интеллектуалов, то есть людей, которые посвящали себя развитию разума, интеллектуальному и духовному развитию общества, то есть по сути дела были духовными лидерами. Второе сословие — это сословие правящего класса и воинское сословие. Третье сословие — это люди, занятые бизнесом или производством каких-то материальных ценностей. Сюда в основном попадали люди, занятые сельским хозяйством, фермерством, выращиванием животных и различных растительных культур, а также люди, занятые торговлей, банковским делом и другими разновидностями деловой активности. И, наконец, четвертое сословие — люди, относящиеся к категории служащих и рабочих. То есть это самая многочисленная категория людей в обществе. Согласно такому делению общества на сословия, интеллектуалы занимали самое почетное место в социальной иерархии.
Интеллектуал и интеллигент – разные понятия и по смыслу и по времени существования и по формам проявления. Интеллектуалам – пролетариям умственного труда, свойственно ярко проявлять своё качество личности – интеллектуальность и, прежде всего, это выражается в преданности поиску истины. Их не устраивает поверхностное видение мира. Они рвутся к вскрытию причинно-следственных связей и закономерностей развития явлений.
Будучи по своей природе миролюбивы, интеллектуалы обладают способностью прощать, великодушно и снисходительно относиться к выпадам на свой счёт. Терпимость, уважительность к лююдям — неотъемлемые поведенческие характеристики интеллектуалов.
Другое дело интеллигентность. Когда я слышу: «Вы интеллигентный человек», у меня возникает ощущение, что я кого-то предал. Интеллигенция — это губительная российская выдумка собрать в одну гнилую кучу пустобрёх, прожектёров и никчем. Это люди, неспособные ни на что и, в то же время, способные на всё — предательство, измену Родине, её грабёж. Слово «интеллигент» было введено в речевой оборот второразрядным писателем П.Д. Боборыкиным в 60-е годы 19 века и до сих пор вызывает споры о том, кого оно в общественном устройстве конкретно представляет.
Философ Н. Бердяев в «Истоках и смысле русского коммунизма» пишет, что к интеллигенции «…могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще особенно не интеллектуальные. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова. Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп. Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группой…».
Интеллектуалы шугаются от принадлежности к интеллигенции, как черт от ладана. Когда у российского историка-этнолога, востоковеда и безоговорочного интеллектуала Л.Н. Гумилёва спросили: » Лев Николаевич, вы – интеллигент? И взвился Гумилев: – Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».
Интеллектуалу в своей гневной тираде, чтобы попасть в точку, нужно было заменить слово «нынешняя» на «всегда». Незадачливая подруга Есенина Галина Бениславская записочку к Эрлиху закончила примечательно: «Интеллигент вы, а не человек, вот что».
В.И. Ленин, как известно, насмехался над интеллигенцией, «полагающей себя мозгом нации. На деле, она не мозг, а говно». Мао Цзе-Дун интеллигенцию называл «самой умственно недоразвитой частью нации». Белогвардеец и монархист Иван Солоневич: «Русская интеллигенция есть самый страшный враг русского народа». Министр внутренних дел Плеве (впоследствии подорван «интеллигентными» террористами) говорил: «Та часть нашей общественности, в общежитии именуемая русской интеллигенцией, имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитации государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».
В отличие от интеллигентов, умеющих только витиевато пустословить, заниматься популизмом и раскачивать политическую лодку своей страны, интеллектуалы идут на самопожертвование, отдавая всю жизнь ради того, чтобы привнести истинное знание и благо в этот мир.
«Спортсмен революции» Борис Савинков считал себя интеллигентом. Большевик Радек, интеллигентно прокучивающий в европейских ресторанах деньги российских рабочих и крестьян, выделенные на цели Коминтерна, назвал его на суде «Гамлетом». Гамлет был изрядно потаскан. Трепач и позер, любитель вкусно пожрать и потискать красоток. Как писал великий князь Александр Михайлович, Савинков «умел разыскивать истерических молодцов, падких до его красноречия и готовых умереть за революцию. И они действительно погибали, а тем временем Савинков благополучно выбрался в Париж, чтобы продолжить свою приятную жизнь. Там он боролся со всеми существующими правительствами, сидя ежедневно с 12 до 2 в ресторане Ларю и запивая воспоминания о своих чудесных побегах бутылкой превосходного бордосского».
«Гамлет» признавался в восемнадцатом году одному знакомому: «Революция и контрреволюция мне безразличны. Я жажду действия! Единственное мое желание, это дать работу самодовольным бездельникам, которые слоняются на задворках без толка». И он давал работу… Гремят выстрелы и рвутся бомбы. Эсеры тут оказываются впереди – настолько, что все другие партии плетутся далеко позади. Печальный список велик: министры внутренних дел Сипягин и Плеве, великий князь Сергей Александрович, министр просвещения Боголепов. А кроме них – 33 губернатора, генерал-губернатора и вице-губернатора, 16 градоначальников, начальников охранных отделений, полицмейстеров, прокуроров, помощников прокуроров, начальников сыскных отделений, 24 начальника тюрем, тюремных управлений, околоточных и тюремных надзирателей, 26 приставов, исправников и их помощников, 7 генералов и адмиралов, 15 полковников, 68 присяжных поверенных, 26 агентов охранного отделения. А кроме того, несколько сотен людей попроще – городовых, солдат и просто тех, кто случайно оказался не в том месте и не в то время.
В 1922 году перед большевиками во весь рост встал вопрос: что делать с интеллектуалами? В.И. Ленин не стал искать повода расстрелять и предложил заменить смертную казнь высылкой, посчитав, что лучше бы от интеллектуалов избавиться «без объяснения причин». Л. Троцкий писал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Логично и цинично, ни убавить, ни прибавить. М. Осоргин в «Как нас уехали» пишет: «….– Вы как хотите уехать? Добровольно и на свой счет? – Я вообще никак не хочу. – Он изумился. – Ну как же это не хотеть за границу! А я вам советую добровольно, а то
сидеть придется долго. Спорить не приходится: согласился добровольно».
На двух «философских пароходах» насильственно отправлены в эмиграцию не продажные интеллигенты, а лучшие умы России. Как это ни странно, больше всего на пароходах было врачей. Большевики тщательно пересчитывали тех несогласных с новым порядком, которым дарили жизнь. Врачей — 45, профессоров и педагогов — 41, экономистов, агрономов, кооператоров — 30, литераторов — 22, юристов — 16, инженеров — 12, политиков — 9, религиозных деятелей — 2, студентов — 34. Такая бухгалтерия отражала происходившее летом и осенью 22 года, когда поезда и пароходы развозили интеллектуалов за пределы России или вглубь страны, в ссылку.
Кто же были эти страшные интеллектуалы — враги советской власти? Немецкий пароход «
Обербургомистр Хакен » , вышедший из Петрограда 29 сентября 1922 года, имел на борту: философов Н. Бердяева, С. Франка, М. Ильина (Осоргина), С. Трубецкого, М. Новикова, Н. Цветкова и других. Люди уже тогда с мировым именем. Если над философами принято смеяться, то зачем же их нужно так бояться? А ведь некоторые из них и до этого подвергались бесконечным арестам, запугиваниям. Второй немецкий пароход «Пруссия», вышедший из Петрограда 16 ноября, имел на борту: философов Н. Лосского, Л. Карсавина, И. Лапшина (автор многих книг, переводов, статей в словаре Брокгауза и Ефрона), а также профессоров университетов, студентов и других.
Многие изгнанники — интеллектуалы, находясь за границей, вошли в число выдающихся ученых XX века: Питирим Сорокин стал «отцом» американской социологии; Николай Бердяев оказал существенное влияние на умы всей думающей Европы, основал Религиозно-философскую академию, публикует журнал «Путь»; С.Н.Булгаков возглавлял Православный богословский институт в Париже, Л.П.Карсавин организует Русский научный институт, Н.О.Лосский создает в эмиграции выдающие труды по этике и теории познания, повлиявшие на развитие многих философских школ.
В «Красном монархе» А. Бушков пишет: «После Октября интеллектуалов либо уничтожали, либо высылали за границу – зато интеллигенция всех мастей самым великодушным образом устроилась при большевиках, поскольку ее мировоззрению как нельзя лучше отвечали лозунги «мирового пожара» и «нового народного искусства». И правила бал почти двадцать лет, пока за нее не взялся, как следует Сталин… Метко припечатал ее Солженицын в статье «Образованщина»: «Интеллигенция сумела раскачать Россию до космического взрыва, но не сумела управлять ее обломками. Потом, озираясь из эмиграции, сформулировала интеллигенция оправдание себе: оказался „народ – не такой“, народ обманул ожидания интеллигенции».
Интеллигент Бакунин досконально знал, что представляет интеллигенция: «Особенно страшен деспотизм интеллигентного и потому привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ. Во-первых, представители этого меньшинства попытаются, во что бы то ни стало, уложить в прокрустово ложе своего идеала жизни будущих поколений. Во-вторых, эти двадцать или тридцать ученых-интеллигентов перегрызутся между собой». Еще в 1971 г. известный социолог и публицист Н.Я. Данилевский писал: «Без народной основы, так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных».
Интеллектуальность морально чистоплотна, в ее мыслях и поступках обязательно преобладают чистые идеалы и культура. Интеллектуалы зачастую непритязательны, им присуща удовлетворённость, довольство тем, что они имеют в данное время. Алчность к знанию, потребность поиска истины вытесняют беспокойные мысли о материальном благополучии. В.О. Рузов говорит: «Чтобы быть интеллектуалом нужно сразу возвыситься над внешней средой. Нужно сразу понять – есть – хорошо, нет – ну и ладно. Идея не должна быть подкупаема. Идею нельзя подкупить. То есть не может прийти какое-то новое распоряжение из гороно, и мнение учителя может измениться по этому поводу. Правила новые вышли для русского языка, и всё. И вот сказали, что всё, теперь будет так-то. Не тОрты а тортЫ. Но у интеллектуалов все равно будет слух резать. Он все равно будет знать, что это не культурно. А не дай Бог, он пошел на сделку со своей совестью, он себя аннулировал, как интеллектуал. То есть зря все эти годы обучения, зря все это развитие разума, зря все эти бедствия. Как только пошел на сделку из-за зарплаты, всё, тут же аннулировал, как интеллектуал, его уже никто не будет уважать. Поэтому, такие люди, они просто увольняются, уходят, если что-то меняется. Мечутся… мытари».
Приоритет знания делает интеллектуалов милосердными, простыми в общении, чуждыми лицемерия и двуличия. То есть природе интеллектуальности присуща цельность личности. Интеллектуалы обладают правдивостью, ибо не склонны отклоняться от истины и не подтасовывать факты, даже если это может каким-то образом пойти в ущерб их собственным интересам. В высшем смысле слова правдивость проявляется в том, что человек стремится к абсолютной истине, к знанию. Интеллектуальность дружна с жертвенностью. Посвятив всю свою жизнь какой-то высшей духовной цели, интеллектуал приносит себя на алтарь великого пути.
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня
:
- Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
- Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
- Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня
:
- Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
- Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Читайте также
6.1. Территориально-агрессивное поведение у животных. Для чего оно им?
6.1. Территориально-агрессивное поведение у животных. Для чего оно им? В жизни большинства животных и людей очень важную роль играет охрана территории от «чужих». У кого ее только нет! И раки отшельники, и некоторые крабы, и сверчки, многие рыбы, рептилии и птицы и, уж
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение
13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.
Глава 1. Интеллектуальное поведение
Глава 1. Интеллектуальное поведение До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности человека — получении информации, выделении существенных элементов, запечатлении полученной информации в памяти.Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как
Тест Три животных
Тест Три животных Этот короткий и очень милый тест любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки. Он очень простой, но очень действенный, так что проведите его как игру — но он многое скажет о вас. Готовы?1. Назовите своё самое любимое животное. За какие
II. Установка у животных
II. Установка у животных
Интеллектуальное тестирование
39. Интеллектуальное тестирование Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем
Ум животных
Ум животных Животный мир, как и мир растений и насекомых, выживает за счёт единства с окружающей Природой. Животный ум един с окружающим миром, поэтому всегда принимает вид, который обеспечит ему наилучшие условия для выживания.Например, тигр «решает», что для выживания
41 Интеллектуальное развитие должно начинаться с рождения и заканчиваться после смерти
41 Интеллектуальное развитие должно начинаться с рождения и заканчиваться после смерти Согласно исследованию, проведенному Медицинским центром Горы Синай, стресс приводит к тому, что нейроны, отвечающие за обучение, заболевают и теряют способности к формированию
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например
:
- Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
- «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
- Наличие или отсутствие умственной патологии.
Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Способности и интеллект
Проблема способностей и интеллекта в современном обществе выходит за рамки узко профессиональных психологических проблем и приобретает социальное значение. С одной стороны, она лежит в основе самоопределения человека, его самореализации, зачастую являясь причиной как внутриличностных, так и межличностных конфликтов и создавая напряжение в случае нереализации тех или иных способностей. С другой, — обеспечивает потребность общества в трудовых ресурсах, по направленности и квалификации соответствующих той стадии развития, на которой общество находится. В соотношении этих двух сторон одной проблемы также кроется множество конфликтов, так как потребности общества в определенных видах деятельности и способности человека к ним зачастую не совпадают.
Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности. С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В. Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к избранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение
Специфические особенности склонности Е.П. Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию деятельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельности; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельности, к занятиям спортивными играми и т.д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занимает важное место среди ценностей человека, способствует формированию направленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий интерес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появляется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.
Различают общие и специальные способности. Общие способности — относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.
К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.
Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей. Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро. Критерием духовных способностей является поступок.
Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.
В.Н. Дружинин предложил рассматривать общие способности как целостную работу психики по оперированию знаниями. В этом процессе он выделил приобретение знаний, применение знаний и преобразование знаний (рис. 2.1).
| Оперирование знаниями | Приобретение знаний | Преобразование знаний | Применение знаний |
| Способности | ОБУЧАЕМОСТЬ | КРЕАТИВНОСТЬ | ИНТЕЛЛЕКТ |
| Мотивация | Познавательная активность | Самоактуализация и творческая активность | Мотивация достижений и адаптивность |
Рис. 2.1. Схема общих способностей по В.Н. Дружинину
Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»). Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию. Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность. Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом. Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.
Все выделенные виды общих способностей во многом коррелируют между собой, однако полного соответствия, разумеется, не существует. Человек, обладающий выраженной способностью к приобретению знаний, которая подтверждается учебной успеваемостью, не всегда способен применить свои знания в реальной жизни («синдром отличника»), высокий уровень интеллекта еще не говорит о творческих возможностях человека, умении найти новое, нестандартное решение. В этом несовпадении выраженности разных видов способностей кроются многие социальные проблемы клиентов: обладатель «красного диплома» может оказаться несостоятельным в решении практических задач в трудовой деятельности, ярко выраженный интеллектуал может проигрывать людям с меньшим уровнем интеллекта, но обладающим творческими способностями. Такие несоответствия приводят человека к внутренним конфликтам (высокий уровень притязаний и низкий уровень достижений, неоправданные ожидания), крушению жизненных планов и, как следствие, негативному отношению к жизни.
Способность к обучению достаточно наглядно проявляется в процессе учебной деятельности. Прогнозировать успешность обучения можно посредством изучения уровня развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) с использованием тестовых методик, соответствующих возрасту. В случае возникновения проблем, связанных с обучаемостью, рекомендуется использовать техники по развитию этих процессов. Так, для развития внимания и памяти хорошо зарекомендовал себя метод развития эйдетической памяти.
Проблема интеллекта в настоящее время является наиболее дискуссионной и волнует, как уже говорилось, не только специалистов, но и широкую общественность. Применение интеллектуальных тестов, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, дифференцирует тем самым людей на более способных и менее способных. Такая дифференциация в современном мире имеет серьезные последствия и сопряжена со значительными этическими проблемами. Еще Ларошфуко в свое время язвительно о.
Термин «интеллект», помимо научного определения, которое также на сегодняшний день во многом зависит от теоретических позиций того или иного автора, по словам В.Н. Дружинина, «как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований». В настоящее время выделяются два основных подхода к определению интеллекта: 1) интеллект – это то, что измеряют тесты интеллекта; 2) интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.
Измерительный подход к определению интеллекта имеет давнюю традицию. Суть его лежит в конструировании задач: уровень интеллекта определяется на основе успешности решения разного рода задач, приближенным к тем, которые человек решает в повседневной жизни. Сторонник такого подхода Г. Айзенк о. Недостатком такого подхода является тот факт, что в современных тестах на интеллект используется не только шкала отношений, предполагающая абсолютную точку отсчета, но и шкала интервалов, в которой нет абсолютной точки отсчета.
Невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой. Поэтому определение интеллекта через приспособительную деятельность находит все больше сторонников. В русле этого направления интеллект определяется как некоторая способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане («действия в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным.
В настоящее время существует большое количество интеллектуальных тестов, строение и содержание которых во многом опирается на теоретические взгляды их авторов на понимание и структуру интеллекта. Тест «Прогрессивные матрицы Равена», базирующийся на теории Спирмена, в которой выделяется G-фактор как общая способность и факторы специфических способностей, выявляет уровень развития общего G-фактора. Тест Векслера также диагностирует общий интеллект (G-фактор) и его составляющие – вербальный и невербальный интеллект.
Внефакторная модель интеллекта Г. Айзенка также примыкает к школе, подчеркивающей значение G-фактора. На основе своей модели Г. Айзенк разработал батарею интеллектуальных тестов, направленных не только на определение IQ клиента, но и позволяющих работать над развитием интеллектуальных способностей, что особенно важно для консультирования.
Предложенная Р. Кеттеллом модель также может быть отнесена к иерархическим моделям. В концепции Р. Кеттелла G-фактор складывается из двух общих факторов – текучего
(«свободного») интеллекта и кристаллизованного , или «связного» интеллекта. Кристаллизованный интеллект оценивает совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретаемых личностью в процессе социализации, и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Текучий, или «свободный» интеллект, по мнению Р. Кеттелла, независим от приобщенности к культуре, его уровень определятся общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий и проявляется при решении перцептивных задач (когда от испытуемого требуется воспринять и найти соотношение элементов). Для измерения текучего интеллекта Р. Кеттеллом разработан культурно-свободный тест интеллекта. Известно, что если показатели текучего интеллекта с возрастом снижаются, то кристаллизованный интеллект остается сохранным на поздних этапах жизни. Знание этого факта очень важно при консультировании по проблемам пожилого возраста.
Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л. Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности. вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.
Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата. Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое изменение в его модели: понимание информации
(С), запоминание (М), дивергентное мышление , или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D), конвергентное мышление , или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах содержания и форм информации: образная (F), символическая (S), семантическая (M) и поведенческая (B). Третье измерение представляет результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц (U), классов (C), отношений (R), систем (S), трансформаций (T) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.
Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости. Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана. Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод. Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.
Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.
При консультировании креативных личностей следует учитывать, что для проявления творчества нужна непринужденная свободная обстановка. Кроме того, многие исследования показывают, что сильные мотивации достижения, социального одобрения, соревновательная мотивация блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление творческих способностей.
Было выявлено четыре группы детей с разными уровнями развития креативности и интеллекта, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем (Дружинин). Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью
, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки, обладали внутренней свободой и вместе с тем высоки самоконтролем. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, крайне тяжело переживают неудачу, у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, сдержанны, скрытны, не любят высказывать публично свои мысли, дистанцируются от одноклассников. У них мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены сами себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов, деятельности.
Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности
часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.
Основное понятие
Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.
Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.
Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.
Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к животным.
Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.
Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.
Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.
Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов.
Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.
Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.
Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.
Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий, подходящих для их задач.
Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.
А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.
Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом, ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.
